После недавнего теста пятиканальников E.O.S. AE-4100.1 SE и AE-4100.1 SE Bi-Amping поступило несколько вопросов касаемо четырёхканальных усилителей аналогичного уровня. Я адресовал их В. Л. Резникову, который, собственно, и является разработчиком этой модели. "Так всё же просто, - сказал он, - есть не просто похожая, а практически эта же модель, но в четырёхканальном исполнении". Модель носит индекс АЕ-4100 LE (без единички) и имеет "близнеца" AE-4102 LE Bi-Amping.
Обе модели на сегодняшний день актуальны и свободно продаются компанией PIT, поэтому было решено взять их на тест, и тем самым ответить на все вопросы.
Формально усилители различаются между собой лишь фильтрами. Однако в линейных частях оказались кое-что какие хитрости, которые здорово повлияли на звучание и сделали пары каналов неравнозначными даже в базовой модели, которая без "биампинговых" фильтров. В общем, обо всём по порядку.
Конструкция
Модели появились на рынке далеко не вчера, на тот момент компания PIT ещё не заказывала собственные профили корпусов, а выбирала из имеющихся на рынке. Поэтому корпуса AE-4100 и AE-4102 чем-то напоминают корпуса Genesis и DLS. Возможно, отсюда и пошёл миф о том, что "E.O.S. – это копия DLS" и прочие перлы "диванных войск".
Силовой потенциал усилителей заявлен нешуточный, так что подвод питания организован соответствующим образом – клеммные терминалы принимают кабель сечением до 2 Ga, а суммарный номинал предохранителей составляет 80 Ампер.
Во входных частях различия между усилителями существенны. Фильтры в E.O.S. AE-4100 LE заточены под систему "фронт + сабвуфер", а в AE-4102 LE Bi-Amping, как нетрудно догадаться, ещё и под поканальный 2-полосный (или 2,5-полосный) фронт. Впрочем, в обоих случаях все фильтры можно обойти, оставив усилители работать в качестве "оконечников", например, в процессорной системе.
Внутренняя компоновка обоих усилителей практически повторяет уже упомянутые в самом начале 5-канальники E.O.S. AE-4100.1 SE.
Силовые транзисторы "раскиданы" по верхней плоскости корпуса, чтобы распределение тепла получилось более равномерным.
На выходах, правда, стоят несколько другие транзисторы, нежели в пятиканальниках – здесь используются комплементарные пары Sanken 2SA1695 и 2SC4468.
Ключи блока питания отнесены подальше от остальных элементов схемы. Буферные конденсаторы во вторичке рядом с блоком питания имеют относительно небольшой номинал, но они не единственные – часть конденсаторов отнесена поближе к выходным транзисторам, так что суммарная ёмкость набирается вполне достаточная.
"Звуковая" часть усилителя частично вынесена на субплаты – это и место экономит, и межкомпонентные дорожки так получаются короче.
Кстати, в очередной раз есть повод обратить внимание на компонентный состав. К примеру, здесь используются далеко не самые простые электролиты Elna Silmic II (стоят в обратных связях) и плёночные конденсаторы Wima.
А вот что касается входной части, то тут меня ждал сюрприз. В простой, казалось бы, модели AE-4100 LE пары каналов оказались неравнозначными. В паре, обозначенной как Front, используются операционники LME49720 от Texas Instruments, а в парах, обозначенных как Rear, используются Burr-Brown OPA2134.
В "биампинговой" версии усилителя с индексом AE-4102 LE Bi-Amping в обеих парах каналах стоят LME49720.
Неожиданно, правда? Такие фишечки с разными операционниками все же обычно ожидаешь увидеть в более дорогих усилителях. Да и вообще, сами LME49720 и OPA2134 очень часто становятся одними из первых претендентов в качестве замены при твике усилителей, а тут они, получается, уже с завода стоят.
Звучание
После обнаружения такой неравнозначности каналов (хоть модель и не новая, но, признаюсь, об этой фиче раньше не знал) решил первым делом оценить звучание E.O.S. AE-4100 LE, и только потом приступить к измерениям. Усилитель, разумеется, предварительно "прогрел" суммарно в течение часов 30, так что выводы делать уже можно. Для отправной точки сравнения использовал модернизированный В. Л. Резниковым E.O.S. Classic 100.
Первым делом – каналы Rear (OPA2134). Звучание заметно отличается от "классика". Оно мягче и теплее, бас более насыщенный и полновесный. Детали на СЧ и ВЧ передаются не столь подробно, но звуковая картинка очень цельная, а звучание не приобретает никаких "окрасов". Образы на звуковой сцене передаются "парящими облачками", хотя расстановка и размеры в целом верные. Звучание очень комфортное, слушать можно долго, при этом абсолютно не утомляясь.
Перекидываю межблочные и акустические кабели на каналы Front (LME49720). Звучание на СЧ и ВЧ становится более собранным, образы на сцене очерчиваются чётче, но в целом тёплая подача сохраняется. Глубина сцены прорисовывается не идеально, но это если сравнивать с заведомо более дорогими усилителями. Как бы то ни было, передние и задние планы разделяются легко.
Поначалу кажется, что баса в каналах с LME немного меньше, но очень скоро становится понятно, что в звуке просто стало чуть меньше "жира". Зато артикуляция стала лучше. Хотя бас в любом случае не стал настолько академичным, как в том же модернизированном Classic 100. В целом звучание воспринимается как-то даже с лёгким подчёркиванием энергетики басового диапазона. Я бы сказал, с осязаемой плотностью.
На самом деле ощущения в этот раз оказались схожи с теми, что были при прослушивании пятиканальника E.O.S. AE-4100.1 SE. Что неудивительно – по факту это почти тот же усилитель. Не скажу, что вариация на тему Burr-Brown OPA2134 в одной из пар каналов E.O.S. AE-4100 LE делает звучание этих каналов кардинально другим, но способна при необходимости внести в звук чуть больше теплого "олдскульного" шарма.
Измерения
Ну вот, теперь можно перейти к формальным графикам и всякого рода цифири. Для начала фильтры. Во фронтальных каналах в "обычном" AE-4100 LE фильтр регулируется в небольших пределах, а в AE-4102 LE Bi-Amping – в расширенных, в два поддиапазона.
В тыловых каналах всё предсказуемо, фильтры и бас-бусты своё дело тоже делают исправно. Разве что в модели AE-4100 LE последний можно использовать при любом режиме фильтров, а в AE-4102 LE Bi-Amping – только при включении фильтров в режиме ФВЧ+ФНЧ.
Обратите внимание, несмотря на то, что нижняя частота ФВЧ в этом усилителе составляет 40 Гц, с бас-бустом эти каналы можно использовать и как сабвуферные – по факту получается одновременно и усиление баса в самой "вкусной" его области, и при этом организуется правильный сабсоник, полезный для сабвуферов в фазоинверторном оформлении.
Характеры искажений у обоих усилителей оказались одинаковы. Различия во входных каскадах для AE-4100 LE тоже не сыграли заметной роли, поскольку в этом деле основную погоду делает уже сама усилительная часть.
В целом характер спектрограмм повторил аналогичные измерения для пятиканальника. Уровень искажений низок при любом режиме работы усилителя – от самых малых уровней сигнала и вплоть до предела возможностей усилителя:
Судя по всему, токи покоя выходных каскадов выставлены оптимально – усилители ещё не греются как утюги, но уже и не имеют типичной "проблемы первого Ватта". Предел усиления наступает далеко за 100 Вт, а на 2-омную нагрузку номинальная мощность доходит почти до 200 Вт:
- Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 116 Вт
- Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 192 Вт
- Коэффициент гармонических искажений (P=0,1 Pmax, 4 Ом) < 0,005%
- Коэффициент гармонических искажений (P=0,1 Pmax, 2 Ом) < 0,007%
Выводы
И снова E.O.S. оставил впечатление более дорогого изделия. Обе модели не переваливают отметку в 20000 рублей, но имеют очень добротное исполнение, неожиданно приличный для своей цены компонентный состав и весьма приятное тёплое и плотное звучание с хорошей энергетикой.
А ещё усилители оказались с секретом во входных частях. E.O.S. AE-4102 LE Bi-Amping позволяет построить поканалку без покупки процессора, а "обычная" версия E.O.S. AE-4100 LE позволяет в небольших пределах поиграть с характером звучания простым выбором пар каналов.
В общем, весьма добротные усилители, которые можно смело использовать в том числе и в системах с аудиофильскими претензиями, но без вваливания огромных бюджетов в компоненты.
- Тёплая, сильная и музыкальная звуковая подача
- Серьёзный мощностной потенциал
- Раздельная регулировка чувствительности в каналах Front
- Фильтры для "поканалки" в модели AE-4102 LE Bi-Amping
- Выбор характера звучания в модели AE-4100 LE переподключением каналов
- Серьёзных недостатков не обнаружено
Источник: https://carmus.ru/content/284