Сначала я скептически отнёсся к необходимости это теста, ибо первая мысль – ну взяли 12-канальник (а его уже доводилось изучать), убрали у него пару каналов усиления и пару каналов в процессоре, и вот вам новая модель. А вот фиг там: 10-канальник оказался построен иначе, да ещё с каналами разной мощности. Так что общего у них – только стилистика корпуса и единая процессорная база. Да и та в программной части за последнее время явно подверглась изменениям, ибо с появлением модели M10 обновился и настроечный софт. В общем, надо смотреть
Ну и сходу для понимания, в какой сегмент рынка этот усилитель попадает. далеко не начальный уровень, но и не заоблачный High End. Ближе к тому, что часто называют «сегментом премиум».
Первое знакомство, конструктивные особенности
Усилитель компактен для 10 каналов: его размеры – 28 х 16,6 х 4,3 см. Ну разве что к высоте чуть-чуть добавится за счёт рамы крепления, которая идёт в комплекте.
Все подключения, как и у упомянутого 12-канальника, выведены на одну сторону.
Выходы и высокоуровневые входы сведены в разъёмные колодки. Единственное, к чему тут можно придраться – управляющий вход Remote заведён вместе с высокоуровневыми входами, так что использовать в любом случае придётся оба хвоста проводов, независимо от того, используются высокоуровневые входы или нет.
Высокоуровневый вход тут 10-канальный, с входным импедансом 13 Ом. Т. е. для «шибко умных» штаток с самодиагностикой никаких «обманок» может и не понадобиться. Запас по величине сигнала приличный: каналы 1-8 согласно заявке могут принять до 24 В RMS (т. е. именно среднеквадратическое значение), а каналы 9/10 – до 32 В RMS.
Кстати, в Musway есть одна полезная фишка, которая встречается далеко не во всех «процеусях» – это регулировка входной чувствительности потенциометрами. Само собой, при таком подходе она раздельная для входов 1-8 и 9/10.
Первые 6 каналов высокоуровневых входов продублированы в виде линейных входов, но вообще есть и независимый 2-канальный вход AUX – на него тоже отдельная регулировка чувствительности.
И обратите внимание на индикатор клиппирования сигнала. Фактически, тут есть всё, чтобы идеально согласовать выходы аналоговых источников со входами.
Из прочих подключений – цифровой оптический вход и разъём для подключения внешнего модуля Bluetooth. Разъём miniUSB – это уже для настройки процессора с компа.
Теперь к начинке. Общая компоновка вроде бы напоминает упомянутый в самом начале 12-канальник, но…
Во-первых, каналы 1-8 и каналы 9/10 построены неодинаково. Даже на плате заметно разнесены. Во-вторых, усилительная часть (по крайней мере, в «основных» каналах 1-8) здесь построена на инфинеоновских MA5332. Похоже, в ближайшее время мы их ещё не в одном усилителе увидим: звуковой потенциал у них хороший.
На чём построены каналы 9/10, достоверно сказать не возьмусь: значительная часть элементов расположена с нижней стороны платы.
Кстати, судя по всему, с обратной стороны платы скомпонована и процессорная часть. Если рассуждать логически, то поскольку программное обеспечение для всех процессоров Musway общее, «математика» здесь из того же семейства, что и у остальных моделей, т. е. на чипах от Analog Devices.
Особенности настройки
На момент выхода M10 программное обеспечение Musway обновилось, хотя внешне интерфейс остался узнаваемым. Программа по прежнему не требует установки, при запуске видит процессор сразу. Не стану вдаваться в мелочи, отмечу основные особенности.
Есть демо-режим – можно запустить программу без процессора, заранее создать нужную конфигурацию на компе и сохранить её в файл. Потом подключить процессор и залить эти предварительные настройки уже в «живую» систему.
Каналы можно переименовывать (уж в стандартных 8 каналах иногда можно запутаться, а для 14 каналов – и тем более актуально).
Маршрутизация каналов (с какого входа на какой выход должен идти сигнал) задаётся галочками в нижней части экрана (там, где ползунки уровней, окошки с задержками и т. п.). Галочки не подписаны, но когда наводишь на любую из них – всплывают подсказки.
Уровни сигналов с каждого входа можно регулировать индивидуально. Правда, с одним нюансом – в этом окне задаётся не сам уровень сигнала, а его ослабление (ну или аттенюация, если хотите). Сходу может немного запутать, хотя в эту логику въезжаешь довольно быстро.
Каналы, которые будут включаться мостом, объединяются кнопкой BTL.
Линкование каналов (их объединение в группы для совместной настройки) касается кроссоверных фильтров, уровней и эквалайзера. Задержки в любом случае настраиваются индивидуально. Всего можно организовать до 7 пар «залинкованных» каналов.
Кроссоверные фильтры – до 48 дБ/октава, характеристики Баттерворта, Линквица-Райли или Бесселя. Эквалайзер – 31-полосный параметрик с возможностью задействовать только нужное число полос (ну или переключить его в режим графического эквалайзера).
Можно подмешивать сигнал с высокоуровневого входа независимо от того, какой вход активен в текущий момент времени (удобно, чтобы не лишиться сигналов штатных парктроников, навигации, штатного Bluetooth и т. п., когда процессор находится не в режиме высокоуровневых входов).
Громкость «подмешиваемого» сигнала не обязательно должна быть полной, для него можно выставить небольшое ослабление (задаётся в меню системных настроек).
В память процессора можно записать до 6 настроечных конфигураций (пресетов). Оперативно менять их можно только с подключенного ПДУ.
Есть калькулятор задержек – удобно использовать для первичной настройки. Вводите расстояния до динамиков, жмёте «Calc» и получаете задержки относительно самого дальнего динамика. Тут тоже есть нюанс – для пар каналов, объединённых в мост (т. е. когда нажата кнопка BTL) расстояния в любом случае нужно выставлять для каждого канала.
Максимальная задержка – до 17,7 мс (эквивалентно 6 метрам примерно) с шагом около 0,021 мс (0,7 см).
Для синхронной настройки задержек в нескольких каналах (например, когда нужно целиком «подвигать» правую или левую сторону) их можно объединять в группы. Правда, каждый канал можно «поместить» только в одну группу, т. е. создать группы по принципу «вся левая/правая сторона» и, к примеру, «весь фронт/тыл» одновременно не получится.
Измерение параметров и характеристик. Каналы 1-8
Спектры на выходе довольно чистенькие. На малом сигнале – вообще ничего лишнего, с ростом уровня сигнала – лишь первые несколько гармоник, и никаких «заборов», «расчёсок» и прочих непотребств.
Распределение искажений по спектру вполне привычное. Самые низкие – на СЧ, в этом диапазоне они вообще порядка тысячных долей процента.
2-омная нагрузка не выводит усилитель из себя, характер искажений сохраняется, да и по величине они остаются того же порядка.
В принципе, уровень КГИ и от выходной мощности не сильно зависит – остаётся низким вплоть до начала ограничения (напомню, согласно стандартам, эта зависимость снимается на частоте 1 кГц).
К пределу силовых возможностей усилитель подходит плавно, ограничение наступает без резкого клиппирования. Но заявка в 75 и 145 Вт (на 4 и 2 Ом, соответственно), перекрывается спокойно. По крайней мере, при нагрузке 4 каналов из 8 (что как-то ближе к условиям реальной эксплуатации).
Мощностные параметры Musway M10, каналы 1-8 (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 82 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 99 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,005%
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 139 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 184 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,012%
Измерение параметров и характеристик. Каналы 9/10
Эти каналы чуточку погрубее, но это если сравнивать с каналами 1-8. В принципе, особого криминала тут тоже нет – никакого лютого частокола из гармоник.
Ну и если посмотреть распределение искажений по спектру, то уровень КГИ тоже получается невелик. И снова – никаких возражений со стороны усилителя против 2-омной нагрузки.
Зависимость КГИ от выходной мощности для каналов 9/10 снимал при дополнительной нагрузке одной пары «основных» каналов (если быть точным, то каналов 1/2), т. е. в общей сложности были нагружены тоже 4 канала. Оно так тоже ближе к реальной эксплуатации.
Ну да, на малом сигнале – характерное для D-класса увеличение КГИ, но в остальном диапазоне мощностей – крайне низкий КГИ. Т. е. каналы 9/10 – явно не для тонких нюансов в твитерах, а вот, к примеру, пустить их на мидбасовое звено – будет самое то. Тем более, заявка силового запаса (110 и 180 Вт на 4 и 2 Ом) тоже перекрывается с запасом:
Мощностные параметры Musway M10, каналы 9 (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 128 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 167 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,005%
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 228 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 286 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,006%
А что по звуку?
По моим наблюдениям, характер многих предыдущих усилителей Musway был немного схож между собой – больше тяготел к мягкому, даже тёплому саунду. А вот новая усилительная платформа показала иное звучание. В M10 нет той нарочитой теплоты, хотя холодным и острым оно тоже не стало – оно более нейтральное по своей подаче. Можно сказать, чуть «подсушенное» что ли, многие называют такое «мониторным».
Интересно, что в СЧ/ВЧ диапазоне характер звука во всех каналах оказался схож. Только каналы 1-8 в этом смысле деликатнее и как-то нежнее что ли. Не скажу, что звуковая сцена рисуется с рекордной глубиной, но вполне уверенно, по меркам многоканальных усилителей детальность и микродинамика очень достойные.
В «мощной» паре 9/10, как и предполагал, звучание на СЧ/ВЧ попроще, но в мидбасовом диапазоне у них явное преимущество – больше энергетики, запаса по «ударности». Без лишней массивности или «жира», но в тех же Adrenaline Mob или Jasta бас-бочка и бас-гитара лупят эмоциональней, не говоря уж о ритмичной электронной музыке.
Кстати, хоть каналы 1-8 и показывают в мидбасовом диапазоне более «осторожный» звук относительно 9/10, но если послушать треки со сложным, подвижным басом, то именно по фактуре там всё вполне прилично. Так что возможность объединять эти каналы в мост может пригодиться. Учитывая, что с каждой пары можно «снять» под три сотни ватт на 4 Ом, я бы не упускал её из виду при планировании системы.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Если учесть, что главная задача многоканальных усилителей – апгрейд штатного аудио (когда непременно хочется сохранить все 100500 каналов), то Musway M10 выглядит вполне рабочим вариантом. У него приличные возможности приёма высокоуровневого сигнала (аж до 32 В RMS), немалая гибкость согласования по уровням, не говоря у о привычных вещах вроде автовключения по наличию сигнала и всего такого прочего. Плюс цифровой вход, возможность добавить Bluetooth (с модулем Musway BTS HD даже aptX HD поддерживаться будет). Опять же, про компактность не забывать – тоже немаловажный фактор при таком подходе. В общем, со своими задачами M10 справляется как надо.
- Компактное решение, не занимающее много места
- Принимает по высокому уровню сигнал до 32 В RMS (входы 9/10)
- Каналы усилителя можно объединять в мост
- Подмешивание сигнала с ВУ входов к любому источнику
- Низкий уровень гармонических искажений в СЧ диапазоне
- Кабель USB в комплекте коротковат
- Весьма ощутимый нагрев корпуса
Источник: https://carmus.ru/content/753