Сегодня в лаборатории – совсем новые усилители от Elettromedia, которые только-только появляются в продаже. Относятся к серии Cento Power и нацелены на средний сегмент, т. е. когда к звуку уже предъявляются повышенные требования. Правда, как показывает практика, требования бывают разные, под какие именно предпочтения эти усилители зайдут лучше всего – это и предстоит выяснить.
Всего на изучении – две модели: 4-канальник Hertz CP 4.800 с заявленной мощностью 4х110/190 Вт (на 4/2 Ом) и сертификатом соответствия Hi-Res Audio, и сабвуферный моноблок Hertz CP 1.2K с заявленной мощностью 650/1200 Вт (на 4/2 Ом). Стоят на момент теста 56300 рублей и 70300 рублей, соответственно.
Если что, в этой серии есть ещё моноблок помладше Hertz CP 1.700 и 5-канальник Hertz CP 5.1K, но построены они аналогично сегодняшним испытуемым.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Усилители очень компактные. Выполнены в литых корпусах-черепашках из алюминиевого сплава в узнаваемом «герцевском» стиле с односторонней компоновкой.
4-канальник имеет размеры в плане – всего 15,5 х 20,5 см, моноблок – 15,5 х 25,5 см.
На 4-канальнике красуется шильдик Hi-Res Audio. Согласно спецификации JAS (Japan Audio Society, в своё время введшей само понятие «хайреза»), верхняя граница частотного диапазона должна превышать отметку 40 кГц. Не стану вдаваться в теорию, просто отмечу, что такой запас позволяет передавать нужный нам диапазон до 20 кГц с меньшими динамическими искажениями (напрашивается аналогия с максимальной разрешённой скоростью на дорогах и максимальной возможной, которую автомобиль может развивать).
На торцах корпусов – только подключения, и никаких регулировок. Разве что у моноблока сюда выведен переключатель ART (Automatic Remote Turn On) – системы автовключения по наличию сигнала на высокоуровневых входах. Оба усилителя позволяют подключить опциональный регулятор уровня Hertz HRC 02 – для 4-канальника он будет рулить уровнями в каналах 3/4.
Высокоуровневые входы, кстати, принимают сигнал аж до 40 В RMS, т. е. среднеквадратического значения (не проверял, поверю описанию производителя) – хватит с запасом для любых штаток. Ну и наличие «обманок», чтобы системы с самодиагностикой с ума не сходили, тоже заявлено (в Elettromedia их называют USS – Universal Speaker Simulator).
Кроме питания, все подключения выполнены на разъёмных соединениях, необходимые «хвосты» идут в комплекте. Включая, кстати, линейные входы с разъёмами RCA.
А ещё тут есть линейные выходы, позволяющие построить достаточно развитую систему без процессора, но с несколькими усилителями. Причём в моноблоке – даже со своими отдельными кроссоверными фильтрами.
Внимание к мелочам всегда приятно – в комплект к каждому усилителю, кроме привычной мелочёвки, вложены даже втулки для силовых кабелей.
Все регулировки упрятаны под глянцевыми пластиковыми крышками. До них дойду чуть дальше, когда перейду к измерениям.
А пока – немного начинки. 4-канальник CP 4.800 скомпонован внутри довольно плотно, кроссоверные фильтры, часть входных цепей и управляющая часть блока питания вынесены на субплаты. Правда, увидеть, на чём построена сама усилительная часть, не удалось – часть элементов расположена с обратной стороны платы и прижата к изнутри верхней крышке корпуса. Судя по отсутствию в этой части транзисторов в традиционных корпусах, здесь использованы либо силовые чипы D-класса (что менее вероятно, учитывая мощность), либо драйверы в связке с отдельными ключами DirectFET (что более вероятно). Но это так, предположение, уж разбирать усилитель не стану.
Моноблок CP 1.2K скомпонован не менее плотно, и очень похоже, что построен по мостовой схеме, два дросселя выходных фильтров на это недвусмысленно намекают. К слову, напомню, в общем случае для D-класса мост не ухудшает демпфирование нагрузки (контроль), а, в отличие от АВ класса, напротив, улучшает.
Измерение параметров и характеристик
4-канальник Hertz CP 4.800. Начну с возможностей кроссоверных фильтров. Они одинаковы в каналах 1/2 и 3/4 (здесь они по традиции обозначены Front и Rear), разве что во второй паре каналов добавлен Bass Boost.
Плюсом есть возможность принудительно переводить пары каналов в моно-режим – сигнал будет браться только с левых RCA. Например, можно одну из пар включить в мост – многие ГУ на Android имеют сабвуферный выход, выполненный как раз в 1 разъёме RCA. Или можно перевести обе пары в моно-режим и использовать 4-канальник в качестве мощного 2-канальника (подключение нагрузки двумя мостами). Короче, штука может оказаться полезной.
Что касается работы фильтров, то тут особых вопросов нет, характеристики постоянны и от выбранной частоты среза не зависят. Разве что регулировка чуть нелинейная – вторая половина хода «крутилок» более чувствительна, чем первая.
Хотя, если настраивать стык фронта с сабвуфером, то так даже удобней – проще выставить нужную частоту. А если решите строить поканалку, то в большинстве случаев просто выкручиваете регуляторы в максимум, и получаете срезы ФВЧ и ФНЧ как раз точнёхонько на обещанных 4 кГц.
Теперь к усилительной части. На малом сигнале усилитель ничего лишнего в сигнал почти не добавляет (гармоники меньше основного тона примерно на 90 дБВ). С повышением уровня спектр показывает задиристость, хотя уровень КГИ пока ещё тоже до криминала не доходит, судя по разнице с основным тоном КГИ порядка сотых долей процента.
Зато при подключении нагрузки 4 и 2 Ом усилитель работает практически одинаково, он как будто вовсе не замечает снижения импеданса. Косвенно это говорит о хорошем токовом запасе. К тому же разница между КГИ на нижних, средних и верхних частотах – не такая уж и большая, как это чаще бывает. По этой части однозначно зачёт.
Допускаю, что усилитель действительно формально проходит под требования Hi-Res (Elettromedia в этом плане всегда щепетильно подходит к заявкам), хотя на ВЧ фаза выходного сигнала всё же уходит – на 4-омной нагрузке к 20 кГц смещение достигает почти 60 градусов. На самом деле это вполне обычный результат.
Обещанные 110 и 190 Вт на каждый канал перекрываются с запасом – усилитель имеет действительно очень неплохой силовой потенциал. И тому же при переходе на 2-омную нагрузку показывает значительный прирост мощности без роста искажений в рабочем диапазоне мощностей. А токовый запас в большинстве случаев обещает хороший контроль нагрузки – на прослушивании обращу на это внимание.
Мощностные параметры Hertz CP 4.800 (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 126 Вт
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 142 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 154 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=1 Вт) <0,03%
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,04%
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 218 Вт
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 265 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 287 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=1 Вт) <0,03%
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,04%
Моноблок Hertz CP 1.2K. Как и у 4-канальника, в моноблоке тоже есть линейные выходы, только если там на них просто дублировался сигнал с первой пары входов, то здесь на них сигнал проходит через свой ФВЧ, которым можно подрезать сигнал снизу (самый левый регулятор).
Ну а сигнал для самого моноблока можно подрезать сверху по частоте, включить фиксированный сабсоник (подрезать снизу) или задрать горб на АЧХ бас-бустом (не слишком люблю последнюю регулировку, но иногда востребована). И ещё есть плавная регулировка фазы, которой можно точнее «подогнать» звучание саба к фронтальным каналам.
К работе фильтров – никаких претензий. Крутизна ФНЧ и фиксированного сабсоника – 24 дБ/октава. Сам сабсоник настроен на частоту около 26-28 Гц. При отключении фильтров полоса пропускания усилителя – примерно 500 Гц.
А это – работа ФВЧ для линейных выходов. Тут всё привычней: крутизна – 12 дб/октава, частоту среза можно выставлять в диапазоне от 50 до 250 Гц.
Что касается мощностного потенциала, то тут всё выглядит очень внушительно для усилителя таких размеров. Мало того, что на 4-омную нагрузку реальная неискажённая мощность составляет порядка 700 Вт, так ещё и переход на 2 Ом даёт значительный реальный прирост.
Работу на 1 Ом производитель не заявляет, но тут позиция Elettromedia понятна – чем выжимать красивые циферки, но получить посредственный контроль, лучше оптимизировать усилитель на 4 или 2 Ом, зато он будет достойно «держать» нагрузку и действительно отрабатывать обещанное.
Мощностные параметры Hertz CP 1.2K (измерение на 60 Гц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 691 Вт
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 789 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 865 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=1 Вт) <0,01%
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,04%
- Работа на 4 Ом, максимальное токопотребление – до 80 Ампер
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 1120 Вт
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 1215 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 1310 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=1 Вт) <0,01%
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,13%
- Работа на 2 Ом, максимальное токопотребление – до 120 Ампер
А что по звуку?
4-канальник однозначно обладает своей харизмой. Главное, что сходу обратило внимание, и за что, уверен, CP 4.800 понравится многим – это энергетика звучания, напор. Вот не просто так при измерениях я обратил внимание на токовый запас и нечувствительность усилителя к снижению импеданса нагрузки – он очень хорошо контролирует акустику, и это слышно.
Субъективно это ощущается в очень «вкусном» мидбасовом диапазоне – он упругий, собранный, не размазывается, удары бас-бочки в роке или басовый ритм на электронной музыке плотные, даже на средней громкости система с этим усилителем способна создавать тактильность ударов. И что особенно важно, этот характер сохраняется при увеличении громкости – басовый диапазон не размазывается и сохраняет эту плотность и собранность.
В СЧ/ВЧ диапазоне какой-то мягкости нет, подача достаточно «контрастная». Производитель не позиционирует усилитель под «изящные экзерсисы рефлексирующих аудиофилов», но и откровенной жёсткости тоже нет, слушать можно долго, слух не утомляется. Зато драйв, напор и эмоции ритмичной музыки – просто прут.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Hertz CP 4.800 понравится в первую очередь тем, кто предпочитает динамичную, бодрую музыку и не прочь поддать громкости. Вжаривать рок или раздавать удары в грудь на электронике он любит и умеет. На повышенных уровнях плотность звука не теряет, и мешать звуки в кашу не начинает. Звучит драйвово, плотно, с хорошей энергетикой, не пасует перед повышенной громкостью.
Hertz CP 1.2K – отличный компаньон для 4-канальника. Построен в той же идеологии – обладает хорошим силовым потенциалом. Причём выражается это не просто в красивых формальных показателях мощности, но и в реальном контроле нагрузки, позволяющем её реализовать. Очень заманчивая получается связка.
- Сочетание компактности и реальных силовых способностей
- Высокая мощность, достойный контроль нагрузки
- Высокоуровневые входы принимают сигнал до 40 В RMS
- Возможность подключать 4-канальник по одной паре входов
- Переключатели для мостового объединения каналов в 4-канальнике
- Линейные выходы, причём в моноблоке – даже с собственным ФВЧ
- Несколько задиристый характер спектров в 4-канальнике
Источник: https://carmus.ru/content/882