+375 29 344-34-34 с 9.00-18.00 ежедневно
+375 33 344-34-34 WhatsApp, Viber, Telegram

БАСОВАЯ ЛЕГЕНДА SQ

16.10.2022
Просмотров: 54

Всего в серии два сабвуфера – калибрами 8 и 10 дюймов: в классическом автомобильном SQ большие сабвуферы используются нечасто. У меня в лаборатории оказался 10-дюймовый ML 2500.3 – наиболее ходовой, на мой взгляд, калибр (хотя у восьмёрок тоже есть свои достоинства, но сейчас не о них).



«Точка три» в конце модельного индекса означает третье поколение. Старожилы наверняка помнят и второе поколение Mille, но «тройки», должен сказать, ушли от них довольно далеко, причём не только по части технологий и материалов, но и идейно.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ



Первая «необычность» – вид «филейной» части. Снаружи сам магнит не виден: сверкающая фрезерованным металлом конструкция – это магнитопровод. Сам же магнит упрятан внутри: здесь мы имеем дело с так называемой «обращённой» конструкцией. Понятное дело, используется не феррит, а неодим.



Вот так всё это выглядит в разрезе (картинка честно утащена из каталога Hertz).



Как видите, кольцевой магнит небольшой, толщиной всего 5 мм, хотя целиком вся конструкция получилась не такой уж и маленькой. За компактностью тут и не гнались: главная задача была даже не столько обеспечить ход (хотя он тут тоже достаточный), сколько создать максимально симметричное магнитное поле в зазоре. К сожалению, многие производители даже не задумываются о том, что это напрямую влияет на качество баса.

Судя по картинке, зазор довольно высокий. Это хорошо: в нём находится не просто несколько витков катушки, а значительная её часть. Это залог хорошей контролируемости динамика усилителем.

Плюс обращу внимание на присутствие в моторе алюминиевого короткозамкнутого витка, оно же – кольцо Фарадея. Вообще-то его обычно делают чуть иначе, и оно чаще встречается в мидбасовых динамиках и среднечастотниках. Там оно «компенсирует» индуктивность звуковой катушки, это улучшает взаимодействие динамика с усилителем на средних и верхних частотах, из-за чего уменьшаются искажения и заодно повышается отдача. Но в сабвуфере СЧ и ВЧ как бы не очень актуальны, так что здесь оно нужно для другого – коррекция формы магнитного поля. Опять же – для симметрии.



Сама катушка огромная – 100 мм в диаметре. Или, если хотите, 4 дюйма. Намотка не совсем привычная – методом In/Out, т. е. не только с внешней стороны каркаса, но и с внутренней. В этом есть два жирных плюса. Во-первых, охлаждение: площадь открытой части намотки, фактически, увеличивается вдвое. Во-вторых, так получается более симметричное (и снова речь о симметрии) расположение витков в магнитном зазоре – при традиционной намотке на каркас витки получаются как бы смещёнными к внешней части зазора.



Судя по упоминанию в каталоге Hertz, сам каркас звуковой катушки выполнен из материала TIL. Точно его состав узнать не получилось, но, судя по найденным упоминаниям, это некий термостойкий полиамидный композит, способный в том числе отводить тепло от нагревающейся намотки.

Охлаждение мотора, можно сказать, традиционное – окна под центрирующей шайбой, осевой канал и отверстия в нижней шайбе по периметру катушки.



Осевой канал, к слову, ни разу не маленький – эффекта «воздушного подпора» можно не опасаться. Внутри предусмотрительно вставлена сеточка, чтобы внутрь магнитной системы ничего не залетело.



И да, обратите внимание на QR-код на торце магнитной системы – он у каждого динамика свой, нанесён лазерной гравировкой прямо на металл. Если считать его смартфоном, можно сверить серийный номер и даже проследить судьбу конкретного экземпляра. Сие есть фирменная система проверки подлинности Elettromedia eID.



Теперь аккуратно переворачиваем динамик и смотрим ему «в лицо». Диффузор – цельный, из волокнистой прессованной целлюлозы с минеральными добавками. Фирменный экспоненциальный профиль V-Cone – средство распределения механических напряжений при работе динамика и, как следствие, исключения так называемых «изгибных мод», придающих басу «окрашенность». Чуть позже измерения покажут, так ли это.



Верхний подвес имеет геометрию с фирменным названием Boundary Free Surround – крепление к фланцу находится как бы внутри самого «бублика». Переход от криволинейной части к конусу – плавный, без резких перегибов. Это сделано опять же для исключения отражений механических напряжений от краёв диффузора и, следовательно, уменьшения призвуков за пределами сабвуферного диапазона.

Диффузор составной. Внешний цельный конус (который с тем самым профилем V-Cone) прикреплен к катушке не сразу, а через через «промежуточный» элемент. Так получается, что толкающее усилие от катушки передаётся на всю эту конструкцию более равномерно.



Подводящие «косички» уложены на центрирующую шайбу змейкой и прихвачены к ней в нескольких местах.



Ну и пока не перешёл к инструментальному изучению, упомяну о гриле, который идёт к сабвуферу как опция. Его модельный индекс в каталоге – Hertz MLG 2500.3. Крутейшая литая металлическая конструкция – нужно просто подержать в руках, чтобы почувствовать – солидная вещь.



ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ



Начну с простого – электромеханические параметры (как обычно, после предварительной разминки). Совпадение с заявкой хорошее, разве что динамик оказался чуть «мягче» обещанного. Но принципиально ничего не поменялось, концепция параметров полностью сохранена. Номинально динамик ближе к 3-омному, нежели к 4-омному. Подвижная система не самая лёгкая, хотя с учётом громадной 4-дюймовой катушки получилось не так уж и много.



Заявленные/фактические параметры Hertz ML 2500.3:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 33 Гц / 31 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 23,5 л / 26 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,50 / 7,85
  • Qes (электрическая добротность) – 0,65 / 0,57
  • Qts (полная добротность) – 0,63 / 0,53
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 175 г / 177 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 12,6 Тл м / 12,8 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 2,8 Ом / 2,8 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,0 дБ / 84,1 дБ



Теперь копну чуть глубже. По искажениям отмечу два важных момента – их уровень и распределение гармоник.



Первое – уровень. В наиболее значимом басовом диапазоне КГИ ниже 1% (что для сабвуфера очень низко), рост только-только начинает намечаться ниже 50 Гц, и даже отметку 3% переваливает ниже 30 Гц, где это уже неважно. И это при том, что ход диффузора при измерении доходил до 1,5 см peak-to-peak.

Второе – распределение гармоник. Вторая и третья примерно одного порядка, что тоже говорит о хорошей линейности перемещения подвижной системы. Похоже, все заявления о стремлении к симметрии магнитного поля в зазоре – не маркетинговые слова, всё это подтверждается в том числе и инструментально. Зачёт.

Теперь – к фазовой характеристике. По ней легко проследить проявления разного рода резонансов в подвесах (в том числе центрирующих шайбах) и прочих неприятностей. Ну и как бы… ничего такого у Hertz ML 2500.3 я не обнаружил. Небольшой артефакт в районе 2 кГц – это, судя по всему, проявление высокой жёсткости диффузора, но он уж слишком далеко от рабочего диапазона.



РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ПРОБА В ДЕЛЕ



Описание однозначно рекомендует ставить динамик в ЗЯ объемом от 17 до 25 литров. Фазоинвертор? Да вы с ума сошли из такого динамика дуделку делать. Расчёт провёл по измеренным параметрам, но вообще можно было бы смело брать и заявленные – небольшие расхождения принципиально ничего не меняют.



Ну что сказать, не осталось никакого повода, чтобы напрячь серое вещество в голове: границы оптимального объема корпуса названы – можно смело брать их в работу и про всё остальное даже не думать.

А ЧТО ПО ЗВУКУ?



Подержать в руках топовый сабвуфер и не попробовать его в деле? Ну уж нет. Закрепил его в тестовый корпус, чистый объём вышел как раз около 22 литров. Предварительно оценил в лаборатории, потом унёс в машину, подключил вместо своего и немного подкорректировал настройки.

Оценивать характер сабвуфера – задача неоднозначная: в хорошей системе впечатления от баса во многом создаёт мидбасовый динамик и то, как он состыкован с сабом. Поэтому для эксперимента намеренно задрал их раздел примерно до 70-80 Гц, чтобы саб вносил чуть больший вклад, чем обычно.

Характер баса массивный, могучий, но при этом собранный, сочный, вкусный. Слово «быстрый» применительно к нижним частотам не очень корректное, но если иметь ввиду способность саба нормально стыковаться с мидбасом, то упрекнуть ML 2500.3 в «тормознутости» точно не получится. По крайней мере, поднятие раздела с мидбасовым звеном не сделало бас рыхлым, как это бывает, например, с тугими динамиками с тяжёлой подвижкой – те от подобных экспериментов сразу начинают всё мазать в кашу. Но при этом бас и не сухой. Он без «жира», а, скорее, мясной что ли – это слово лучше подходит. Вибрирующий такой, плотный, упругий, почти осязаемый. В общем, впечатления самые положительные.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ



Шикарнейший сабвуфер. Понравится тем, кто хочет получить качественный, артикулированный бас, без гудежа и с отличной разборчивостью, но без ортодоксально-академичной сухости. Не требует точной подгонки объёма корпуса, хорошо работает в рекомендованных ЗЯ от 17 до 25 литров, хотя я бы придерживался верхней границы этого диапазона. Умеет многое, так что соответствующий его уровню усилитель с хорошим контролем тоже must have.

  • Конструктивные фичи, которые действительно работают
  • Эффективное охлаждение, высокая допустимая мощность
  • Низкие искажения, отсутствие в конструкции значимых резонансов
  • Лояльность к объёмам ЗЯ – хорошее свойство для стелсов
  • Красивый, сочный, эмоциональный и чистый бас


  • Как любой продукт топового уровня, не может стоить дёшево


Источник: https://carmus.ru/content/600

Сопутствующие Товары

Hertz ML 2500.3
Предзаказ 2-10 дней Hertz ML 2500.3
Цена 2205.00 BYN
Hertz MLG 2500.3
Предзаказ 2-10 дней Hertz MLG 2500.3
Цена 205.00 BYN

Отзывов: 0

Пожалуйста авторизируйтесь или создайте учетную запись перед тем как написать отзыв

Избранное (0) В сравнении (0)