+375 29 344-34-34 с 9.00-18.00 ежедневно
+375 33 344-34-34 WhatsApp, Viber, Telegram

Тест 3,5-дюймовых широкополосных (СЧ/ВЧ) динамиков MBQ FR-ML-891 и коаксиальных MBQ CX-MM-891

08.10.2025
Просмотров: 31

Не скрою, сначала отнёсся к этим динамикам несерьёзно: стоят эти две модели очень недорого и изначально предназначены для массмаркета. Но тем интересней исключения, которые можно использовать нестандартно. Как-то сразу вспомнилось, как в далёком 2001 году выбирал среднечастотники для своей самой первой системы – переслушал в магазине всё, что было в стенде, остановился на далеко не самых дорогих и, как оказалось, сделал это тогда не зря.



Собственно, ровно так же и с этими динамиками – для кого-то они могут стать первым шагом в направлении приличного звука, даже если бюджет ну очень сильно ограничен:

  • Широкополосные (СЧ/ВЧ) динамики MBQ FR-ML-891 
  • Коаксиальные динамики MBQ CX-MM-891 



В своём изначальном применении – ничего особенного, просто обычные недорогие динамики. Но если использовать их в роли СЧ звена (или СЧ/ВЧ в случае с коаксиалами) – вот тут они и раскрываются с неожиданной стороны. Как вы понимаете, если бы в ходе экспериментов ничего не получилось, этого отчёта просто не было бы.



Первое знакомство, конструктивные особенности



Динамики собраны на общей базе и имеют форм-фактор с ушками, явно намекающий на установку в некоторые штатные места 3,5-дюймового калибра.





Собраны без лишних затей, на штампованных корзинах, но аккуратно. Моторы – неожиданно приличных размеров. Относительно калибра, разумеется.



Диффузоры – полипропиленовые. Верхние подвесы – мягкая резина.





Звуковые катушки – 20 мм, центрирующая шайба – арамидное волокно Conex.



Твитеры у коаксиалов достаточно крупные, диаметр самого «тела» – примерно 4,5 см, и оно перекрывает значительную часть диффузора. Правда, делать скоропалительные выводы пока рано, по измерениям в зоне стыка СЧ и ВЧ всё получилось относительно неплохо – чуть дальше увидите.



Никаких конденсаторов, висящих с тыльной стороны твитеров, не видно, и рядом с клеммными терминалами их тоже нет – они скрыты внутри ножки, на которой держится высокочастотное звено.



Измерение параметров и анализ работы динамиков



Судя по графику импеданса, в моторах применены кольца Фарадея – они как бы компенсируют индуктивность звуковой катушки, облегчают взаимодействие усилитель/динамик, чем значительно снижают интермодуляционные искажения в первую очередь на СЧ и ВЧ. Правда, обратная сторона – это повышение полной добротности.

Здесь, если откровенно, Qts выглядит вообще диковатой, но есть предположение, что сделано это намеренно. Вряд ли бы производитель стал городить столь крупные моторы и потом придерживать их прыть теми же кольцами Фарадея, когда можно было бы обойтись магнитами поменьше (которые к тому же ещё и дешевле оказались бы).

Дело в том, что в своём прямом предназначении такие динамики чаще ставятся в штатные места, не всегда обеспечивающие должное акустическое оформление. И чтобы хоть как-то компенсировать акустическое короткое замыкание, повышенной добротностью просто сделали горб на нижнем краю рабочего диапазона динамика – чуть дальше на измеренной АЧХ сами увидите.

Впрочем, добротность характеризует работу больше на околорезонансных частотах, а мы же в самом начале договорились, что будем использовать динамик нестандартно. В общем, пока не паникуем.



Измеренные параметры MBQ FR-ML-891:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 146 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 0,9 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,4
  • Qes (электрическая добротность) – 2,5
  • Qts (полная добротность) – 1,7
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3,8 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,4 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 4,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 82,1 дБ





Измеренные параметры MBQ CX-MM-891:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 137 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,1 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,6
  • Qes (электрическая добротность) – 2,3
  • Qts (полная добротность) – 1,6
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3,2 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,3 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 4,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 82,8 дБ



Дальше снимаю АЧХ. Понятное дело, при такой добротности получаем горб в районе резонансной частоты, но если использовать эти динамики как СЧ звено (или СЧ/ВЧ в случае с коаксиалами) в системе с процессором (да пусть даже встроенным в ГУ), его можно спокойно увести за пределы рабочего диапазона.





Гармонические искажения, соответственно, на НЧ тоже подрастают, причём относительно резко. Но, опять же, если не пускать динамик работать ниже 200 Гц (а мы и не будем его туда пускать), то выше всё выглядит вполне прилично.





На обоих динамиках (широкополосном и коаксиальном) прослеживается локальный резонанс в районе 1,5 кГц (его и на импедансной кривой можно было заприметить), но неравномерность АЧХ в этом диапазоне невелика, так что простительно.



В коаксиальной модели ВЧ немного задраны по уровню, но сама стыковка с твитерами удачная. Чего я, к слову, совсем не ожидал, глядя на здоровенные твитеры, перекрывшие львиную долю основного диффузора. Понятно, что нервозности фазовой характеристики в этом месте есть, но скачки совсем не такие резкие, как это обычно бывает у коаксиалов (тем более, недорогих).



Проба в деле. Чего ожидать от динамиков, и как их «готовить», чтобы они заиграли?



MBQ FR-ML-891. Чтобы эти динамики показали себя, их нужно уметь «приготовить». Например, при включении в полную полосу звучание упрощено – заметно мешается высокодобротный горб на нижнем краю рабочего диапазона, и такое поведение на околорезонансной частоте смазывает передачу сигнала и в остальном диапазоне – получается просто обычная недорогая акустика.

А вот если у вас ГУ с процессором (ну или отдельный процессор или процеусь, неважно), и в этих каналах включить ФВЧ примерно на 200-250 Гц (как минимум, 12 дБ/октава), динамик избавляется от избыточных резонансных колебаний, и это заметно раскрывает звучание в остальном диапазоне – и вот уже простенький «ширик» превращается в недорогой, но вполне приличный среднечастотник, пусть и не соревновательного уровня, но явно с уклоном в SQ.

Что касается передачи ВЧ диапазона, то FR-ML-891 можно рассматривать в роли широкополосников лишь в совсем простые системы. А вот в качестве среднечастотников динамики действительно годны в системы уровнем выше. Причём твитеры можно выбирать практически любые, гнаться за «низкоиграющими» нет никакой нужды.

MBQ CX-MM-891. Вот тут верха уже хорошо выражены, что делает звучание субъективно более ясным. Тональный баланс даже немного смещён в ВЧ область, что на самом деле сделано намеренно – если упрятать динамики в штатные места с глаз долой, где они окажутся сильно развёрнуты и во многих случаях будут работать на отражение от лобового стекла, то всё как раз и выровняется, не потеряв в лёгкости и прозрачности.

Важный момент – ВЧ не живут своей жизнью, а достаточно цельно вливаются в общую музыкальную картину. Характер верхов, может, не самый аудиофильский, но акустика не шепелявит, не свистит, информативный ВЧ диапазон прорабатывается даже получше, чем у многих недорогих шёлковых твитеров. В общем, если не лезть со снобскими замашками, результат получается неожиданно хорошим.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Тот самый случай, когда в очень недорогом сегменте неожиданно проскакивают модели, заслуживающие внимания. Да, эти динамики не для матёрых забронзовелых аудиофилов, но когда бюджет сильно зажат, а хочется чего-то эдакого с намёком на SQ, это реально рабочий вариант.

В исходном предназначении (т. е. с работой в полную полосу) – просто динамики из массмаркета. Правда, всё же целенаправленно заточенные под не самые удачные условия работы, что тоже неплохо. А вот с процессорным головным устройством и именно в поканальном подключении они могут показать себя с неожиданной стороны. Благо, таких ГУ сегодня и в Android-сегменте, и в уходящем 1DIN формате – множество.

Короче, записывайте рецепт такой процессорной системы. Берёте по вкусу мидбасовые динамики (подключаете к одной паре каналов). Берёте MBQ FR-ML-891 плюс какие-нибудь отдельные твитеры или сразу MBQ CX-MM-891 (подключаете к другой паре каналов). Настраиваете в процессоре их раздел с мидбасовыми динамиками на частоте около 250 Гц и получаете очень неплохое звучание в минимально возможном бюджете. Бинго!

  • Очень недорогие, но собраны аккуратно
  • Адаптированы под штатные места 3,5-дюймовго калибра
  • В роли СЧ (СЧ/ВЧ) звена могут показать себя с неожиданной стороны


  • Высокая добротность накладывает свои особенности при работе ниже 200-250 Гц


Источник: https://carmus.ru/content/929

Сопутствующие Товары

MBQ FR-ML-891
В наличии MBQ FR-ML-891
Цена 90.00 BYN
MBQ CX-MM-891
В наличии MBQ CX-MM-891
Цена 100.00 BYN

Отзывов: 0

Пожалуйста авторизируйтесь или создайте учетную запись перед тем как написать отзыв

Избранное (0) В сравнении (0)